Художник-мультипликатор Леонид Шварцман отмечает 100-летний юбилей

Он не только «отец Чебурашки», но и человек, переживший эпохи, повидавший великих, создавший миры, в которых многие из нас росли. Среди его работ «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Дядя Степа — милиционер», истории о крокодиле Гене и циклы «38 попугаев» и «Котенок по имени Гав». Настоящее имя мультипликатора — Израиль Аронович Шварцман, но все его звали Лёлей — отсюда и имя Леонид, которое впоследствии взял себе художник. Шварцман родился 30 августа 1920 года  в еврейской семье бухгалтера и домохозяйки, где говорили на идиш. В военные годы Леонид работал токарем на заводе в Челябинске и там же бесплатно трудился художником-оформителем. Он, как и его сверстники, должен был уйти на войну, даже собрался и пришел на сборный пункт. Но помогло чудо: его дело потеряли. По-настоящему познакомился с мультипликацией Шварцман в 1945 году, когда увидел диснеевский мультфильм «Бэмби». Он стал настоящим потрясением для молодого художника и повлиял на выбор профессии. Первые впечатления на «Союзмультфильме» Шварцман получил во время работы у сестер Брумберг над фильмом «Федя Зайцев». Ему достались образы игрушек — матросиков, матрешек, солдатиков. В то время все практически жили на студии. Играли в шахматы, разыгрывали друг друга, ели, пили, завязывали романы, женились. Со своей будущей супругой, Татьяной Романовой, художник познакомился именно на «Союзмультфильме». Это черты ее мамы, Нины Францевны Домбровской, Шварцман заложил в образ Шапокляк (пучок седых волос и ридикюль). Леонид Шварцман вспоминал, как однажды во время поездки в Чехословакию он на всю обменную валюту купил… фломастеры. Хорошо, жена поняла и не обиделась на то, что ей ничего не привез в те дефицитные годы. Зато те великолепные наброски, сделанные фломастерами, хранятся у мультипликатора до сих пор. В мультфильме «Варежка» Шварцман нарисовал Бульдога, в котором все тут же узнали режиссера мультика Романа Качанова. Над «Снежной королевой» команда трудилась 2 года. И так как нечего и думать было о поездке в Данию, материал собирали в Прибалтике — там фотографировали и рисовали. В титрах значатся 2 художника — Шварцман и Винокуров. Леонид Аронович работал над персонажами, так что образ Снежной королевы создал именно он. В одном из интервью мультипликатор признавался, что Снежная королева — его любимый персонаж. Как и в «Снежной королеве», в фильме «Аленький цветочек» использовался метод под названием «эклер»: сначала снимали живых актеров, а после по ним рисовали. Купца Степана Емельяныча играл актер Николай Боголюбов, а чудище — Михаил Астангов. Образ Настеньки достался молоденькой Нине Крачковской, а на роль принца пригласили только что вернувшегося из армии Алексея Баталова. В сериале «38 попугаев» сложнее всего художнику дался образ Удава. Шварцман даже ходил в зоопарк и долго рисовал удавов, пытаясь придать изображению человеческие черты. И лишь когда художник удлинил герою голову, нарисовал веснушки и приподнял брови, образ заиграл. Но возникла другая трудность: как змея должна себя вести и общаться с другими персонажами? Выручил создатель «Ежика в тумане» Юрий Норштейн, который предложил: «Пусть удав кладет голову на кончик хвоста и выглядит этаким мыслителем». В книге Эдуарда Успенского нигде нет широкого описания Чебурашки, поэтому образ пришлось придумывать во время создания мультика. Изначально у Чебурашки были маленькие ножки и хвостик, а уши были аккуратными и небольшими, но мультипликаторам это не слишком понравилось. В итоге избавились от ног, вскоре пропал и хвостик. Леонид Шварцман от природы левша. Но, как и многих детей советских лет, его переучили делать все правой. Однако свои мультики художник рисовал именно левой рукой. Хотя Шварцман много лет проработал режиссером, он признался, что ему все же ближе работа художником. Премию «Голливуд — детям» художнику вручала легендарная актриса Одри Хепберн.



Добавить комментарий

Array

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.