Богородский Фёдор Семёнович
БОГОРОДСКИЙ Фёдор Семенович родился 21 мая (2 июня) 1895 года в Нижнем Новгороде[1] в семье адвоката. Занимался в художественных студиях Л. М. Диаманта в Нижнем Новгороде (1910–1913), М. М. Северова, М. В. Леблана, П. А. Бакланова в Москве (1914). В 1914–1916 учился на юридическом факультете Московского университета; сблизился с футуристами. С 1916 — участник выставок (XVI периодическая выставка городского Общества любителей живописи в Нижнем Новгороде). В 1916 был призван на военную службу летчиком. В годы Гражданской войны — комиссар Донской и Волжско-Каспийской флотилий, работник ВЧК и Революционного трибунала. С 1917 — член ВКП (б). После демобилизации в 1919 направлен руководителем Художественного отдела в Нижний Новгород. В 1922–1924 продолжил художественное образование в московском Вхутемасе у А. Е. Архипова; защитил диплом в 1927 во Вхутеине, получив право на пенсионерскую поездку за границу (1928–1930, Германия и Италия). Выступал в роли артиста театра, цирка, эстрады, журналиста, поэта. Выпустил поэтический сборник «Даешь!» (1922). В 1920–1930-х достиг известности серией «Беспризорные» (1925–1927), а также произведениями на темы Гражданской войны («Матросы в засаде», 1927; «Братишка», 1932; «Нашли товарища», 1932–1933, «На белых», 1933). В 1931–1937 неоднократно бывал в творческих командировках на Черноморском флоте, по впечатлениям от которых выполнил картины «Молодежь» (1932), «Матрос» (1934), Краснофлотец-поэт» (1930-е) и другие. Работал как плакатист и книжный график. Член и экспонент АХРР (1924–1928), объединений «Бытие» (1925), «Жар-цвет» (1925). Участвовал в выставках советского искусства в Харбине, Токио (1925–1926), Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте (1929), Кенигсберге (1932), в XVI и XVIII международных выставках искусств в Венеции (1928 и 1932), юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1933). Преподавал во ВГИКе (1938–1959), с 1939 — профессор. В годы Великой Отечественной войны работал военным художником. В 1946 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, Сталинской премии СССР за картину «Слава павшим героям» (1945), с 1947 — член-корреспондент Академии художеств СССР. В 1955–1958 — председатель МОССХ. Богородский — один из крупнейших мастеров советской живописи. В раннем творчестве (1910-е) создавал работы в импрессионистическом ключе. В конце 1910-х — начале 1920-х прошел через увлечение кубизмом, супрематизмом, футуризмом. Период середины 1920-х — начала 1930-х, время творческого расцвета художника, связан с обращением к реалистической живописи. Произведениям этого периода присущи стремление к четко построенной крупнофигурной композиции, драматизм, темпераментная, экспрессивная манера письма, акцентированно мощная пластика форм, яркая выразительность типов, романтически эмоциональная приподнятость образов. Для работ позднего периода характерен отказ от драматической аффектации и поиск монументально-обобщенных героических образов. Наряду с большими «программными» картинами, на протяжении всей жизни создавал произведения более камерного характера — пейзажи, натюрморты, портреты; много работал с натуры; обращался к техникам темперы и акварели. Творчество Богородского представлено во многих музейных собраниях, в частности в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Нижегородском государственном художественном музее, Киевском музее русского искусства и других. Ф. С. Богородский умер 3 ноября 1959 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.