ТРИ СПАСА АВГУСТА
Самый роскошный, жаркий во всех смыслах, летний месяц август богат не только на урожай всевозможных плодов, но и на ряд светлых, наполненных особым смыслом, православных праздников. На Руси с 14 по 29 августа наступает трехнедельное время праздников – трех Спасов. «Спас на воде» – Медовый спас. «Спас на горе» – Яблочный спас. «Спас на полотне» – Ореховый спас. В эти дни люди собирали многочисленные дары природы, запасая их на долгую зиму. Спасы праздновали еще и как прощание с летом.
Почему Первый Спас — он же «Спас на воде», он же — «Мокрый Спас» — еще и «Медовым Спасом» называют. Называют этот Спас «Спас на воде», он же — «Мокрый Спас» потому, что в этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом». Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались. А называют его Медовым Спасом, что в этот день принято было качать мед. Он отмечается 14 августа. В народе день Медового Спаса еще зовут Лакомка, Медовый или Пчелиный праздник. На завтрак пекут пироги с пшенной кашей и медом. А еще день Медового Спаса часто величали другим названием – Маковей, потому что в этот день еще было принято старину собирать мак.
Второй Спас — Яблочный. Он отмечается 19 августа. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа – Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок освещают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко – символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своими подарками вы желаете, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Третий Спас — это «Спас Ореховый»! Он же — «Спас Хлебный»! Он же — «Спас Холщовый»!
К этому дню — по народной традиции – полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле… Последний сноп — так же как и первый – считался магическим… Его сохраняли до Нового года…Он символизировал благополучие дома. В этот день земля — именинница. Нельзя ни копать, ни рыть ямы, ни пахать… Люди задабривали ее ласковым словом и подношениями…А еще в этот день хозяйки домов провожали своих мужей на поля с хлебом и солью… И этот хлеб считался целебным. На последний Спас открывались повсеместно ярмарки, начинались гулянья, и всегда было много смеха и музыки.
В празднествах Спаса заложен глубокий природный и религиозный смысл. С одной стороны, праздник Успения Богородицы — это праздник урожая, подведения итогов сельскохозяйственного года, осени: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса». А с другой стороны, в Спасах заложен намёк на то, что о спасении собственной души надо бы позаботиться ещё до «осени» нашей жизни, чтобы потом не было поздно.